26 янв. 2018 г.

Онлайн-конференция "«Особые дети» - дети с расстройствами аутистического спектра"

Портал «Открытое образование Республики Коми» в тестовом режиме проводит первую онлайн-конференцию направления "«Открытое образование Республики Коми» -интернет-пространство диалога".

Тема тестовой конференции: "«Особые дети» - дети с расстройствами аутистического спектра".


Нажать для увеличения

Спикерами конференции выступают:
  • специалисты регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в лице Кармановой Натальи Викторовны, заместителя директора ГУ РК «РПМСЦ «Образование и здоровье»,
  • представители Коми республиканской общественной организации родителей детей с особенностями развития «Особое детство», получившие грант Фонда Президентских грантов на реализацию проекта «Педагоги без границ» в лице Посевкиной Юлии Сергеевны, руководителя организации.
Задачей онлайн-конференции является дать возможность участникам рассказать о своих организациях и проектах, задать вопросы друг-другу, решить тупиковые проблемы и обсудить направления совместной деятельности.

Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Региональный ресурсный центр создан с целью координации деятельности образовательных и иных организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с РАС, обеспечение их сетевого взаимодействия и оказание поддержки в вопросах комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС.

К работе в данном направлении подключились: Министерство здравоохранения, Министерство занятости, труда и социальной защиты, Министерство физической культуры и спорта, Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми и Коми республиканский институт развития образования.

Специалисты Регионального ресурсного центра тесно сотрудничают с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с РАС (г. Москва), получая от них консультативную, методическую, обучающую помощь и готовы оказать Вам консультационную и методическую помощь по вопросам образования, воспитания и развития детей с РАС оказания помощи семьям, их воспитывающим.

С любыми интересующими Вас вопросами Вы можете обращаться по адресу ГУ РК «РПМСЦ «Образование и здоровье» - centerpprk.ru, либо по телефону 24-82-07 – Карманова Наталья Викторовна, заместитель директора ГУ РК «РПМСЦ «Образование и здоровье».

Методические пособия регионального ресурсного центра.

Последняя новость Ресурсного Центра: В региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра начался новый диагностический курс.

Коми республиканская общественная организация родителей детей с особенностями развития «Особое детство»

Представитель: Посевкина Юлия Сергеевна.




Проект «Педагоги без границ»:

Проект направлен на создание модели межведомственного взаимодействия специалистов, работающих с детьми, друг с другом и с родителями, на повышение качества работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и укрепление взаимопонимания между семьёй особого ребёнка и государственными структурами, работающими с ним.

В рамках проекта будут организованы три образовательных блока для 170 специалистов региона, состоящие из обучающих курсов по новым реабилитационным методикам. Курсы будут проведены федеральными экспертами в области коррекционной педагогики. Каждый блок будет завершаться Круглым столом с участием государственных структур, родителей и федеральных экспертов. Цель круглых столов - поиск решений основных проблем организации образования и реабилитации особых детей региона.

Для осуществления межведомственного взаимодействия будет разработана и апробирована на 200 детях "индивидуальная карта развития ребёнка", которая обеспечит взаимосвязь специалистов и семьи и повысит эффективность реабилитации ребёнка.

Кроме того, будет испытываться новая форма взаимодействия специалистов - "межведомственные педсоветы".

Результатом проекта станет значительный рост компетентности специалистов, работающих с особыми детьми и, как следствие, повышение эффективности реабилитационный мероприятий.




Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ






Аутизм . Пособие для родителей, семей и друзей:


Тест, который во всем мире называется М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаеются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.



Свои вопросы по теме, предложения и замечания, рассказы о своем опыте и своих проектах вы можете оставлять в комментариях. Анонимные и оскорбительные реплики подлежат автоматическому удалению.

Десять полезных книг для родителей детей с аутизмом.


Ассоциация Специалистов Прикладного Анализа Поведения

Критические замечания просьба подавать  в формате «Критикуешь – предлагай!».

Сроки проведения: сбор вопросов с 29 января по 4 февраля. Выкладка ответов - до 9 февраля.

Модератор онлайн-конференции: Бурдаев Андрей Николаевич.

ОСТАВИТЬ ВОПРОС/ ЧИТАТЬ ОТВЕТЫ

Оставить вопрос ВКонтакте

25 комментариев:

  1. Юлия Сергеевна, как можно ознакомиться с индивидуальной картой развития ребёнка? Применяется ли в ней индивидуальная система сбалансированных показателей? http://www.cfin.ru/management/controlling/personal_bsc.shtml

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Индивидуальная карта развития ребёнка находится в стадии разработки. Трое специалистов нашего Центра помощи детям с особенностями развития "Синяя птица"- дефектолог, логопед и специалист по коррекции поведения - продумывают содерждение, структуру и логическую организацию карты. К 1 марта карта будет готова к апробации. Мы планируем издать 200 экземпляров Карты и предложить её внедрение родителям особых детей и заинтерсованным организациям. Цель карты - максимально упростить и ускорить адаптацию ребёнка к новым педагогам и учреждениям. Карта станет своеобразным инструментом для описания особенностей ребёнка, способов работы с этими особенностями, динамики развития. Причём заполнять её будут как специалисты так и родители.
      Индивидуальную систему сбалансированных показателей мы не используем за ненадобностью.

      Удалить
    2. Юлия Сергеевна, это как раз и обсуждалось на федеральном уровне:

      Сегодня у человека с аутизмом в России нет никакого маршрута"
      https://www.kommersant.ru/doc/2699125

      Но есть разночтения. ФГОС использует термин "Траектория индивидуального развития".

      А различные психотренинги - "Траектория личностного роста". Так понимаю, что ваша карта подразумевает первый вариант.

      Этот вопрос с коллегами тоже прорабатываем. К подаче на Президентские гранты готов проект "Траектория индивидуального развития": https://vk.com/rostkomi

      Очень надеюсь, что появится возможность сотрудничества.

      Удалить
  2. Вопрос к Центру - как в Республике Коми организована работа по подготовке специалистов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Региональным ресурсным центром работа по подготовке специалистов по работе с детьми с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) ведется в нескольких направлениях:
      - информирование специалистов образовательных организаций (муниципальных и государственных) Республики Коми о методах, формах, приемах работы с детьми с РАС путем обеспечения (заочно, в электронном виде) методической литературой, методическими рекомендациями, издаваемыми Федеральным ресурсным центром по организации комплексной помощи детям с РАС (г. Москва) под редакцией ФГБОУ ВО «Московский психолого-педагогический университет»;
      - информирование специалистов образовательных организаций (муниципальных и государственных) о проводимых курсах повышения квалификации, курсов обучения «узких» специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, воспитателей и т.д.);
      - прохождение обучения в очном режиме: в 2017 году:
      1) участие во Всероссийском семинаре-совещании в г. Воронеже «Проектирование результатов освоения АООП для детей с ОВЗ» – 1 специалист;
      2) участие в Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» - 1 специалист;
      3) прохождение курсов повышения квалификации «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС» - 1 специалист;
      4) участие во Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с РАС» - 1 специалист.
      В марте 2018 года Федеральный ресурсный центр в г. Москве проводит спектр курсов повышения квалификации «Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с РАС», где планируют принять участие специалисты из г. Сыктывкара и г. Воркуты.

      Также на сайте ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в разделе «Региональный ресурсный центр размещена информация «Календарь событий», где представлена информация о вебинарах, семинарах, конференциях и т.д., планируемых к проведению в 2018 году Федеральным ресурсным центром.

      Удалить
  3. Много вопросов приходит в личных сообщениях. Наиболее интересные буду переносить.
    Вопрос - много нареканий на порядок записи в Центр. Планируется ли перевести запись в электронный формат в ГИС "Электронное образование" с регистрацией через портал госуслуг?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По самой предварительной информации, требующей дополнительной проработки: если Центр собирается оказывать услуги, то можно завести их в ГС ЭО как образовательную организацию и предоставить возможность записи в нее посредством учетной записи ЕСИА.

      Удалить
    2. На сегодняшний день запись в Центр осуществляется по телефонам 30-13-57 (Шарафуллина Жанна Валерьевна), 24-82-07 (Карманова Наталья Викторовна) либо по электронной почте Центра centerpprk@mail.ru.
      Востребованность на посещение занятий в Центре очень высокая; группы детей формируются на достаточно длительный период (2,5 месяца), поэтому родителям, естественно, приходится ждать начала занятий. И это, конечно, вызывает определенные недовольства с их стороны. Однако перевод записи на занятия в электронный формат (на портале ГИС ЭО) проблемы ожидания не решит.
      К тому же дополнительно сообщаем, что Центр не является ни образовательной организацией, ни организацией дополнительного образования (что необходимо для системы ГИС ЭО). Поэтому переход на переведение записи в формат ГИС ЭО в ближайшее время не планируется.

      Удалить
  4. Еще вопрос к участникам: как планируется взаимодействие социально-ориентированных НКО и Регионального ресурсного центра? От себя: В настоящее время в России укрепилась тенденция оставлять на государственных учреждениях только оказание государственных услуг и методической поддержки, а "работу в поле" передавать СОНКО на грантовой основе.

    Пример - приоритетный проект формирование ЗОЖ http://government.ru/news/28745/

    Которая сейчас с большим трудом продвигается по федеральным органам:
    https://www.kommersant.ru/doc/3539549

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Региональный ресурсный центр сотрудничает с муниципальными управлениями образованием, государственными образовательными организациями, государственными профессиональными образовательными учреждениями, территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями и другими организациями, оказывающими какую-либо помощь по вопросам компетенции ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
      В настоящее время практики сотрудничества с НКО не осуществляется.

      Удалить
  5. Израильский коллега прислал очень интересный израильский опыт:
    https://alut.org.il/wp-content/uploads/2014/02/zchuyot_yeladim_russian.pdf

    И вопрос - какой международный опыт используется Ресурсным центром?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Международные программы, направленные на категорию детей с РАС, в настоящее время в России не сертифицированы.
      Специалистами РРЦ используются элементы таких программ, например:
      - адаптация помещений, пространства, учебного материала под данную категорию детей;
      - визуализация учебного процесса и др.
      В настоящее время специалисты Центра приняли к ознакомлению и обсуждению Электронное издание ФГБОУ ВО «Московский психолого-педагогический университет»- «Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта». Данный документ размещен на официальном сайте ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в разделе «Региональный ресурсный центр».

      Удалить
  6. Еще вопрос. На этот раз из ВКонтакта:

    Излечим ли аутизм: http://inosmi.ru/europe/20130119/204825345.html

    Просьба все-таки оставлять вопросы в комментариях. Если у вас нет аккаунта - подпись в комментариях можно сделать в анонимном режиме (последняя строчка в выборе подписи). Но не забыть представиться.

    ОтветитьУдалить
  7. Вопрос из Facebook, который ретранслирую более корректно: как работает независимая оценка качества работы Ресурсного Центра? Какие имеются каналы обратно связи и коммуникаций?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Независимая оценка качества работы Регионального ресурсного центра осуществляется специалистами-экспертами Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (г. Москва).
      Ежегодно, в ноябре-декабре, проводится сбор информации – отчета о работе за прошедший год. Отчет формируется по установленной форме, представляемой Федеральным ресурсным центром. Отчет состоит из определенного количества вопросов по различным направлениям деятельности Региональных центров, включая числовые статистические данные проводимой работы.
      В 2017 году экспертная оценка деятельности Регионального ресурсного центра специалистами Москвы не осуществлялась ввиду короткого периода времени работы РРЦ

      Удалить
  8. Вопрос из блогов БНКоми: какие меры социальной поддержки предусмотрены для детей с расстройствами аутистического спектра?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В настоящее время в рамках деятельности Регионального ресурсного центра идет работа по формированию так называемой «Карты Республики Коми», куда будет собрана вся информация о комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающих.
      К данной работе подключились основные ведомства республики – Министерство образования, науки и молодежной политики; Министерство труда, занятости и социальной защиты; Министерство здравоохранения; Министерство физической культуры и спорта; Министерство культуры, туризма и архивного дела.
      КАРТА будет представлять собой базу данных, включающую в себя все аспекты оказания помощи детям с РАС и их семьям – информация об оказываемых услугах, об организациях (центрах, службах, поликлиниках и т.д.), оказывающих данные услуги, все контактные данные и т.д.
      Таким образом, любой заинтересованный в данном вопросе человек, обратившись в Центр, сможет получить интересующую информацию по конкретному муниципалитету (по месту его проживания).
      Формирование КАРТЫ планируется завершить к 01 марта 2018 года.

      На данный момент информацию о мерах социальной поддержки для детей с РАС можно получить, обратившись в Министерство труда, занятости и социальной защиты (контактные телефоны размещены на сайте ведомства).

      Удалить
  9. Ваша оценка материалов федеральных СМИ

    "Аутизм — это социальная катастрофа"
    https://www.kommersant.ru/doc/3018726

    и "Сегодня у человека с аутизмом в России нет никакого маршрута"
    https://www.kommersant.ru/doc/2699125

    ОтветитьУдалить
  10. Светлана Крайнова.
    Какие услуги и каким категориям детей оказывает Центр? Можно ли пройти предварительное тестирование?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» оказывает следующие услуги:
      1) Психолого-медико-педагогическое обследование детей (оказание помощи обучающимся от 0 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации через комплексное психолого-медико-педагогическое обследование на ЦПМПК) – на заявительной основе либо по заявлению государственных учреждений (2017 год – 1081 человек)
      2) Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников – на ЦПМПК либо на заявительной основе при обращении (2017 год – 1571 консультация)
      3) Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся (консультации специалистов) – на заявительной основе при обращении (2017 год – 58 консультаций)
      4) Реализация дополнительных общеразвивающих программ (2017 год – 1001 занятие)
      Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся реализуется в рамках деятельности Лаборатории ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям «Сфера» и, с октября 2017 года, в рамках деятельности Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС.
      Специалисты Лаборатории и Регионального ресурсного центра (педагоги-психологи, социальный педагог, учителя-логопеды, методист) проводят индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного и школьного возраста по соответствующим разработанным дополнительным общеразвивающим программам, учитывая индивидуальные особенности, психофизические возможности и образовательные потребности детей.

      Никакого предварительного тестирования для включения в занятия не проводится. Группы детей на занятия набираются 4 раза в год на 2,5 месяца. Предварительно каждый ребенок должен пройти обследование на ЦПМПК, где определяется круг специалистов, необходимый ребенку для проведения коррекционных занятий, уровень необходимой помощи (оптимальное количество занятий в соответствии с функциональным состоянием и возможностями ребенка) и т.д. По итогам курса занятий родителям ребенка выдаются на руки подробные рекомендации специалистов, описывающие дальнейшую работу по развитию ребенка как со стороны родителей, так и со стороны образовательной организации, которую ребенок посещает. Бывают случаи, когда ребенок по показаниям специалистов продолжает посещение занятий повторно на следующий блок (2,5 месяца).
      Занятия посещают абсолютно разные дети – с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, с РАС и т.д. Специалисты Центра готовы помочь каждому ребенку, кто нуждается в такой помощи. Следует также отметить, что все занятия проходят на бесплатной основе.
      Занятия проводятся на базе Гуманитарно-педагогического колледжа г. Сыктывкара (ул. Катаева, 14) и записаться на занятия можно, позвонив по телефонам 30-13-57 (Шарафуллина Жанна Валерьевна), 24-82-07 (Карманова Наталья Викторовна) либо по электронной почте Центра centerpprk@mail.ru.

      Удалить
  11. Еще один вопрос из соцсетей. Светлана Иванова. Юлия Сергеевна, какие категории детей могут участвовать в вашем проекте и как попасть в проект?

    ОтветитьУдалить
  12. Светлана, если вы имеете ввиду, для каких детей мы разрабатываем Индивидуальную карту развития (ИКР), то это дети с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего те, к кому нелегко найти подход специалистам. Ведь здача ИКР - в составлении "портрета" ребёнка на текущий момент. ИКР вы можете получить бесплатно, обратившись к нам в организацию. Мы научим работать с картой.
    Если вы имеете ввиду обучение, которое запланировано проектом, то он в первую очередь для специалистов, а если будут свободные места, то и для родителей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Сергеевна, это отличная новость для родителей "особых детей". Надеюсь, что вы не будете против если включим ее в итоговый пресс-релиз.

      Удалить
  13. В ходе обсуждения в социальных сетях возникла еще одна проблема: образовательные организации не имеют финансовых возможностей ввести ставки тьютеров. Стандартная ситуация для нашего сложного времени.

    Но вопрос: если уж начинаются, инициированные Минобнауки РФ, процессы перевода всех образовательных организаций с муниципального на региональный уровень, то есть ли возможность начать эти процессы с тьютеров? А именно: наделить Ресурсный центр правами единого координатора и работодателя всей сети тьютеров Республики Коми (с выделением необходимого бюджетного финансирования)? Этим решим проблему ставок, единой методологии, координации работы и единой системы повышения квалификации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дополнительно: "Определимся с понятиями: тьюторы, менторы, кураторы, фасилитаторы, коучи - за последние годы в наших школах кто только не появился… Как все эти позиции соотносятся с наставничеством? И какие из них наиболее востребованы? Внимание на смысловые нюансы!" http://ug.ru/insight/622

      Удалить